Главная →  Мерчандайзинг - правильная выкладка товара в магазине

Мерчандайзинг - правильная выкладка товара в магазине

Мерчандайзинг — раздел маркетинга, направленный на повышение продаж в рознице, искусство выкладки и представления товаров покупателям. Понятие мерчандайзинга в магазине объединяет комплекс мероприятий для эффективного взаимодействия между покупателями и товаром, грамотное использование коммуникационных средств в виде информирующих материалов: ценников, рекламных стоек, диспенсеров, мелких рекламных материалов, распространяемых в местах продаж. Конечная цель розничного мерчандайзинга — увеличить продажи торговой точки, повысить доходность предприятия.

Элементы мерчандайзинга

Количество элементов соответствует направлениям, которые помогают решать задачи мерчандайзинга:

  • Продукт. Уделяется внимание товарным линейкам и ассортименту в рамках линейки, способу выкладки, дизайну упаковки, качественным характеристикам;
  • Стоимость. Учитывается ценовая политика, определяется стратегия продаж. Взаимодействует с логистическим сервисом;
  • Планировка. Создает благоприятную внутреннюю атмосферу для удобного совершения покупок;
  • Продвижение товаров. Увеличение доли продаж за счет рекламных ходов и лучшего обеспечения информацией.

Направления деятельности соотносятся с основными инструментами мерчандайзинга:

  • Внешний и внутренний дизайн магазина;
  • Определение движения покупательских потоков;
  • Реклама на месте продаж;
  • Цветовые блоки (привлечение покупательского внимания за счет яркой упаковки);
  • Ранжирование товаров.

Все инструменты направлены на установление лучшего контакта с посетителями магазина. Они создают атмосферу, обеспечивают положительный психологический настрой, способствуют принятию решения о покупке. Основная доля прибыли — импульсные (незапланированные) покупки, на которые решаются непосредственно в торговом зале благодаря вызванным чувствам и эмоциям.

Во взаимодействиях с покупателем выделяют имиджевый и информационный аспект.

К имиджевой слагаемой относятся:

  • Площадь и место на полке, выделенное на товар;
  • Способ выкладки;
  • Дизайн упаковки;
  • Видео и аудио ролики;
  • Фирменные стойки;
  • Способы визуального привлечения (воблеры, постеры, наклейки).

К информационной составляющей относятся:

  • Правильно установленный ценник;
  • Объявления о проводимых акциях;
  • Содержание упаковки;
  • Непосредственные рекомендации продавцов;
  • Бегущие строки, регулярно транслируемые объявления.

Если информационная сторона обращена к осознанному мышлению человека, то имиджевая действует на подсознательном уровне. В этом случае важно взаимодействие всех способов коммуникации, накопление эффекта, повышение продаж за счет комплексного подхода.

Принципы мерчандайзинга

Рациональное использование методов мерчандайзинга может не только повысить продажи, но и частично заместить недостаток квалифицированных кадров в магазине.

  1. Грамотное размещение товара и информации. Соблюдение принципа «горячих» мест продажи. Выгодно размещать товар на центральных полках (на уровне глаз), по ходу движения покупателя, обязательно оформляя ценником. Лучше продается товар, расположенный рядом с товаром из основной «потребительской корзины», лидерами продаж. В прикассовой зоне скорость продаж выше (место наибольших импульсных покупок). Паллеты, стойки с товаром, преграждающие путь покупателя, вызывающие остановку, также провоцируют на покупку.
  2. Грамотное использование пространства на полках.
  3. Соблюдение принципа постоянного ассортимента (люди привыкают к одному товару, приходят непосредственно за ним).
  4. Регулярное пополнение ассортимента.
  5. Соблюдение правила фейсинга (фейсинг — единица товара на торговой полке, один ряд). При увеличении фейсинга на 1 единицу скорость продаж увеличивается на 20-25 %, на 2 единицы — 40-45 %.
  6. Группировка сопутствующих товаров.

Розничный мерчандайзинг предусматривает основные правила выкладки. Товары высокого спроса занимают большую площадь, требуют равномерного размещения. Возможно дублирование в разных залах. Товары с низкой скоростью продаж размещают ближе к лидерам или в местах импульсных покупок (зона перед кассами).

Значение профессиональных продаж

Внедрение мерчандайзинга в магазине включает обучение продавцов. Искусство продаж — индивидуальный подход к покупателю, определение его интересов, умение грамотно подтолкнуть к покупке, оставив благоприятное впечатление. Знание уникальных характеристик товара и контроль собственного поведения, умение легко находить контакт и заинтересовывать покупателя способствуют значительному повышению лояльности к предприятию и торговой точке, росту продаж.

Мерчандайзинг товара начинается на входной группе, а заканчивается после выхода удовлетворенного покупателя из магазина. Использование современных способов продаж делает бизнес эффективным.