Главная →  Статьи и книги по мерчендайзингу →  Плюсы и минусы формата самообслуживания

Плюсы и минусы формата самообслуживания

Одно из важнейших решений при открытии своего магазина или реорганизации действующего,- выбор формата магазина: самообслуживание либо торговля через прилавок. В настоящее время, подавляющее большинство вновь открывающихся магазинов реализуют формат самообслуживания. Так же, все крупные розничные сети используют такой формат для своих магазинов. Но, давайте рассмотрим,- действительно ли формат самообслуживания гораздо лучше классического, и имеет ли он свои минусы в сравнении с торговлей через прилавок.

 

Плюсы самообслуживания:

1) Рост товарооборота. Пожалуй, основное преимущества формата в том, что по сравнению с классическим он дает минимальное повышение товарооборота на 15-35%. При переводе магазина традиционного формата на самообслуживание в совокупности с перестройкой всех бизнес-процессов под него и введением активного мерчендайзинга, на некоторых магазинах наблюдается рост продаж на 100 и более процентов.

За счет чего же получается столь значительная прибавка в выручке? Во-первых, то, что покупатель имеет возможность взять в руки товар, в значительной степени повышает импульс его покупки. Во-вторых, в магазине самообслуживания начинают работать принципы мерчендайзинга, и при грамотном их использовании можно добиться существенного роста продаж.

2) Более эффективное использование торговых площадей для магазинов более 60-80 квадратных метров. Если не брать в расчет слишком маленькие для самообслуживания магазины, такой формат позволяет более эффективно использовать площадь торгового зала магазина, размещая большее количество SKU(товарных позиций). Соответственно, с ростом количества товарных позиций в ассортименте растет и товарооборот.

3) С ростом торговой площади увеличивается эффективность труда персонала, а так же снижается его количество. Эти факторы обуславливают более эффективное использования фонда оплаты труда, что влияет на общее снижение издержек. К тому же, в магазинах самообслуживания работа персонала довольно просто строится в систему, что снижает зависимость успешной работы магазина от его квалификации.

4) Сервис компаний-поставщиков. Открывая магазин самообслуживания или переводя традиционный на этот формат, можно легко договориться о предоставлении торгового оборудования поставщиков (что снизит расходы на приобретение собственного) и о бесплатных услугах мерчендайзинга (что снижает издержки на собственный мерчендайзинг).

Минусы самообслуживания:

1) Увеличение уровня краж. Большой уровень воровства в магазине самообслуживания — основной аргумент противников этого формата. Действительно, в таких магазинах воруют больше и приходится выделять дополнительные средства на установку охранных систем. При хорошо работающей службе охраны, потери от воровства минимальны, и дополнительные издержки формата,- это фонд оплаты труда службы безопасности. Для средних и больших магазинов самообслуживания, уровень товарооборота с лихвой компенсирует все эти издержки.

2) Конкуренция с розничными сетями. Открывая магазин самообслуживания, вы волей-неволей вступаете с конкуренцию с мощными сетевыми розничными магазинами. Если у вас не сеть, конкурировать в этой нише будет действительно тяжело. Основными факторами здесь являются: более выгодные условия поставщиков для крупных сетей, отлаженные и проверенные годами бизнес процессы, высокая лояльность покупателей известным сетям.

3) Снижение уровня обслуживания покупателей по сравнению с традиционными магазинами. Известно, что основным преимуществом магазинов с торговлей через прилавок является высокий уровень обслуживания покупателей, ведь процесс любой покупки связан с непосредственным общением продавца и покупателя. Многие люди как раз из за этого личного общения и предпочитают традиционные магазины.

Частой ошибкой при переводе традиционных магазинов на самообслуживание является резкий отказ от консультирования покупателей в торговом зале, чем вызывают значительный отток покупателей из магазина. Необходимо постепенно приучать своих покупателей к новому формату, чтобы сохранить всех постоянных покупателей и приобрести новых.