Главная →  Статьи и книги по мерчендайзингу →  Маркетинг: наука продавать или что-то еще?

Маркетинг: наука продавать или что-то еще?

 Сегодня многим кажется, что вся наша жизнь стала напоминать стихийный рынок или пестрый восточный базар, где все продается и перепродается, а то, что не покупается, то навязывается и «втюхивается» с еще большей настойчивостью. Кажется, что маркетинг заключается именно в умении продать дешевое втридорога, ненужное как необходимое, просроченное под видом свежего. И все равно – кому продавать, зачем и что потом обманутый покупатель о тебе подумает. Учат этому «обмаркетингу» и школы, и вузы, и многочисленные платные курсы по всем правилам: экономика, психология, физиогномика, актерское и ораторское искусство. Всяк, кто не производит, тот продает.

Вот и мечутся по улицам и торговым залам желающие заработать много и быстро новоиспеченные маркетологи и мерчендайзеры в поисках покупателя или клиента. И воспринимают каждую свою продажу как победу в этой войне.

Неважно, что их «самый лучший товар» бывает и бракованный, а цены выше, чем в соседнем супермаркете, на рекламных буклетах изображено совсем не то, что продается. Покупатель все равно ничего не докажет. Правда, больше у тебя не купит и придется искать следующую жертву. Вот тут то и кроется проблема.

На самом деле, умение создать положительный имидж продукции и самой компании во всем мире ценится очень высоко и действительно требует профессионального опыта, специальных знаний и самоотверженных усилий.

Но не стоит путать способность одним словом и движением показать преимущества товара и убедить потенциального покупателя в его качестве с умением подкрашивать, прятать, перепаковывать и ретушировать дефекты, брак или просрочку товара. Первое умение – это искусство, второе – мошенничество.

Продуманная и красиво оформленная деза сегодня активно запускается в неконтролируемое пространство интернета, пишутся заказные проплаченные хвалебные отзывы и статьи, абсолютно негодный продукт за умеренную плату вытягивается в рейтингах в топ-10. Фееричные презентации с якобы бесплатными подарками и лотереями на самом деле разводят нас быстрее базарной цыганки.

Но неужели все так печально? Конечно, рынок признает только закон выживания – закон джунглей – или ты кого-то обманул и теперь неголоден, или кто-то сыт, потому что тебя сожрал.

Но давайте вспомним нашумевшую ситуацию, поставившую мировых маркетинговых гуру в тупик, из которого они вышли не очень скоро и далеко не все. В свое время компания Пепсико провела активную рекламную кампанию, построенную на вкусовых качествах своего напитка. Большинство потребителей признались, что пепси действительно вкуснее Кока-Колы. И – покупали Колу. Привлекли знаменитость – Майкла Джексона, вложили кучу денег. Все с удовольствием смотрели ролики с кумиром поколения и – пили Кока-Колу. Никто до сих пор не может объяснить феномена, почему лучший вкус, более удобная тара и правильный выбор целевой аудитории для рекламы («Молодежь выбирает Пепси!») ни разу не привели к стабильному превышению объемов продаж Пепси-Колы в борьбе с ее главным конкурентом.

На самом деле, маркетинговыми приемами нас разводят ровно настолько, насколько мы сами позволяем себя обмануть. В огромном море товаров и цен именно честный, креативный, профессиональный маркетинг действительно помогает потребителю сделать правильный выбор, устраивающий обе стороны сделки.

Просто заключается некое джентльменское соглашение: маркетинг вовремя информирует, вежливо предлагает и не взимает плату за потерянное время, если клиент ушел к конкуренту. А благодарный клиент, удовлетворивший свои потребности за приемлемую для себя цену, придет за покупкой еще не раз и друзей приведет. Обычный рыночный баланс.

Если вам кажется, что на вас просто хотят заработать – проявите выдержку, думайте, выбирайте и – будьте бдительны!